Создать единый рынок транспортных услуг таможенной "тройке" не удастся, пока сохраняется разрешительная система на автоперевозки из третьих стран.
Министр транспорта Беларуси Иван Щербо в конце июня сообщил, что белорусская сторона подготовила и направила в Казахстан и Россию проект соглашения по безразрешительной системе международных автомобильных грузоперевозок в третьи страны. "Мы за то, чтобы отменить разрешения на все виды перевозок. Категорий очень много. Нас больше всего интересуют, конечно, перевозки в третьи страны", - подчеркнул министр.
Однако именно по этому вопросу партнерам сложнее всего договориться: Казахстан и Россия пока согласны на безразрешительную систему только в рамках Таможенного союза.
Для Беларуси цена этого вопроса слишком высока: рынок автомобильных перевозок в стране в последние годы ежегодно увеличивается на 25-30%. А вот удастся ли сохранить эти темпы дальше, пока неясно.
На этот год белорусской стороне удалось добиться увеличения разрешений на автоперевозки - вместо 50 тыс. по прошлому году получено 75 тыс. разрешений. "Много или мало? На сегодняшний день достаточно", - считает И. Щербо. Но он не стал скрывать, что дефицитными тем не менее остаются разрешения по следующим направлениям: Россия - третьи страны, Казахстан - третьи страны и Узбекистан - третьи страны.
Между тем Россия со 2 июля ужесточила санкции за нарушение правил международных автоперевозок. Теперь контролирующие органы РФ имеют право даже задержать транспортное средство за их нарушение и поместить его на спецстоянку до устранения причин задержания.
Весной этого года в России принят федеральный закон, согласно которому штрафы для иностранных перевозчиков за нарушение правил международных автоперевозок заметно выросли. Теперь водителей-нарушителей оштрафуют на 3-4 тыс. RUB за осуществление международных автоперевозок без разрешений (если они обязательны), должностных лиц - на 30-40 тысяч RUB и юрлиц - на 300-400 тысяч RUB (до недавнего времени этот штраф составлял 1-1,5 тыс. RUB).
Россия таким образом пытается защитить свой собственный рынок автоперевозок от конкурентов. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта РФ обращает внимание, что количество нарушений при международных перевозках не снижается. При этом большая часть нарушений связана с осуществлением двусторонних и трехсторонних перевозок. В результате, по экспертным оценкам, и российские перевозчики ежегодно теряют около 15 млн. USD прибыли.
Недавно эту тему в Москве обсуждали делегации транспортных министерств России и Беларуси. При этом российская сторона выразила глубокую озабоченность неудовлетворительным состоянием транспортного контроля на белорусском участке внешней границы Таможенного союза.
Она официально сообщила Беларуси о том, что многие литовские, польские, латвийские, молдавские, украинские, а также белорусские перевозчики игнорируют правила использования двусторонних разрешений на транзит грузов. Как было заявлено, груз из третьих стран сначала ввозится в ту страну, для которой выдано двустороннее разрешение, где перевозчики меняют документы и указывают эту страну в качестве страны происхождения товара. В результате на территории, где требуется трехстороннее разрешение, применяется двустороннее.
Поскольку эти товары идут через Беларусь по смоленскому коридору, российская сторона обратилась к властям РБ с требованием проверять документы перевозчиков. И если Беларусь этого делать не будет, то Россия пригрозила сократить квоты для перевозчиков из РБ.
Комментариев пока нет